Сбор статистики – важная часть проведения любого вида коммуникационных кампаний. Сбор и обработка статистических данных позволяют PR-специалистам решать такие важнейшие задачи, как:
• изучение целевой аудитории;
• проведение SWOT-анализа продукта/услуги/объекта продвижения (SWOT-анализ заключается в выявлении сильных сторон предприятия, или Strengths, слабых мест, или Weaknesses, возможностей развития, или Opportunities, и угроз - Threats);
• разработка позиционирования бренда в зависимости от вкуса аудитории;
• создание уникального торгового предложения (УТП);
• проведение коммуникационного аудита;
• оценка эффективности коммуникационной кампании.
Вышеперечисленное – лишь малая часть задач, в основе выполнения которых лежит анализ различного вида статистики. В этой статье речь пойдёт о таких востребованных аналитических системах для изучения данных вебсайтов и мобильных приложений, как Google Analytics и Яндекс.Метрика. Благодаря этим платформам становится возможным сбор сведений об источниках трафика, поведении пользователей и эффективности каналов коммуникации.
Представленные системы направлены на достижение одних и тех же целей и решают одни и те же задачи. Системы позволяют:
• отслеживать конверсию и устанавливать источники трафика (конверсия в маркетинге - отношение количества пользователей, реально купивших что-то или совершивших иные благоприятные для владельца сайта действия, к общему числу посетителей веб-страницы);
• определить конверсию пользователей с разных устройств и отличающихся по своей активности;
• изучить динамику конверсии;
• определить различные каналы коммуникации, поспособствовавшие конверсии, и измерить их эффективность;
• получить данные для составления портрета целевой аудитории: географические, демографические, психологические и иные характеристики;
• изучить информацию о самих устройствах, используемых целевой аудиторией;
• выявить наиболее популярные товары и услуги;
• отследить важные точки соприкосновения целевой аудитории с коммуникационными инструментами.
Тем не менее между системами GoogleAnalytics и Яндекс.Метрика существует ряд различий.
1. Модели атрибуции
Системы используют разный набор моделей атрибуции для того, чтобы определить конверсию и эффективность действующих каналов коммуникации. Для начала немного теории. Здесь и далее в статье под термином модель атрибуции подразумевается определение ценности каналов, приведших к конверсии, т.е к достижению желаемого результата. Приведем пример: клиент Иванов купил что-то на вашем сайте, но до этого он увидел вашу рекламу в социальных сетях и впервые задумался о покупке, перешел на ваш сайт по ссылке, появившейся в рекомендациях после просмотра веб-страницы другого бренда, и, наконец, совершил покупку, найдя ваш сайт в Google или Яндекс. Таким образом, было задействовано три разных канала конверсии (реклама в соцсетях, появление вашего сайта в рекомендациях и размещение сайта в Google/Яндекс). Все они имеют разную эффективность и, соответственно, при разных моделях атрибуции их ценность оценивается по-разному, что существенно меняет статистику.
Модели атрибуции по GoogleAnalytics:
- по последнему взаимодействию (последняя точка взаимодействия имеет 100% ценность конверсии);
- по последнему непрямому клику (последний канал, который привёл к конверсии, имеет 100% ценность);
- по последнему клику в Google Рекламе (последний клик по объявлению Google имеет 100% ценность конверсии);
- по первому взаимодействию (первая точка взаимодействия имеет 100% ценность конверсии);
- линейная модель (каждой точке на пути конверсии присваивается равная ценность);
- по давности взаимодействия (наиболее близкие к моменту конверсии точки имеют наибольшую ценность).
Модели атрибуции в Яндекс.Метрике:
- по первому переходу (первый переход имеет 100% ценность конверсии);
- по последнему переходу (последний переход имеет 100% ценность конверсии);
- по последнему значимому переходу (последний переход с последующей конверсией имеет наибольшую ценность);
- по последнему переходу по рекламе Яндекс (последний клик по объявлению Яндекс имеет 100% ценность конверсии);
2. Счётчики аналитических систем
В GoogleAnalytics для создания счётчика требуется 3 инструмента:
- аккаунт для доступа к Google Analytics;
- ресурс как источник сбора данных для аналитики;
- представление как набор настроек и отчётов.
В Яндекс.Метрике достаточно добавить счётчик в учётную запись, а также указать основные и дополнительные настройки.
3. Базовые варианты отчётности
Яндекс.Метрика в сравнении с GoogleAnalytics представляет дополнительные возможности для получения статистики по
- посещаемости вебсайта;
- монетизации площадки;
- нагрузки на вебсайт;
- эффективности контента вебсайта
В то же время Google Analytics делает доступными
- отчёт об активных пользователях в режиме реального времени;
- анализ «карты поведения» сайта и скорости его работы;
- улучшение атрибуции ссылок;
- отчёт об эффективности рекламных инструментов;
- отчёт об эффективности поискового трафика.
4. Возможности визуализации данных
Особым инструментом Яндекс.Метрики является вебвизор, воспроизводящий действия потребителей на вебстранице в видеоформате. В Google Analytics доступна карта поведения пользователя, показывающая путь пользователя от от одних страниц к другим.
5. Скорость обновления поступающих данных
Данные поступают в Яндекс.Метрику непрерывно, поэтому статистика обновляется примерно каждые 5 минут, а задержки не превышают 15 минут.
GoogleAnalytics требуется от 24 до 48 часов для обработки данных, а отчёты в режиме реального времени возможно составить только если объём обращений не превышает обычное количество (сведения о количестве обращений обновляются каждые 10 минут).
Надеемся, что информация об общих чертах и основных различиях аналитических систем GoogleAnalytics и Яндекс.Метрика помогут вам сделать необходимый выбор и повысить эффективность ваших коммуникационных стратегий и кампаний.
Пожалуйста, задайте вопрос, отправив письмо на почту smc@inno.mgimo.ru
Закрыть